ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 5/2005

Управление развитием крупномасштабных систем

< индекс---содержание № 5---след. статья в № 5---след. в рубрике >

УДК 65.011.12:321.01

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

 (на примере г. Москвы)

Е.А. Пантелеев

Департамент науки и промышленной политики г. Москвы

Дана оценка состояния государственного регулирования процесса трансформации постсоциалистической экономики. Сделан вывод о стратегической важности формирования эффективной институциональной среды и необходимости усиления роли государства в ее формировании. Определены основные направления совершенствования институциональной среды на настоящем этапе проведения реформ. Приведены примеры действий Правительства Москвы по поиску механизмов, способных обеспечить как соблюдение основных норм государственного права, так и совершенствование практики хозяйствования субъектов экономики как единого комплекса, с учетом баланса их интересов, обеспечения условий развития, соблюдения национальных интересов.

ВВЕДЕНИЕ

Раздела "Введение" нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период 1990-х гг. и по настоящее время институциональная среда, в которой действуют субъекты экономики, в нашей стране претерпела огромные изменения. Принятые законодательные акты определили базовые нормы и структуры рыночной экономики. Однако многочисленные пробелы в законодательстве, а также отсутствие эффективных механизмов реализации установленных государством норм и правил поведения субъектов рынка наносят значительный вред экономике, препятствуют развитию промышленного сектора, повышению его конкурентоспособности. Предстоит долгая и кропотливая работа по поиску и отладке механизмов, способных обеспечить как соблюдение основных норм государственного права, так и совершенствование практики хозяйствования субъектов экономики как единого комплекса, с учетом баланса их интересов, обеспечения условий развития, соблюдения национальных интересов.

Формирование новых институтов в обществе является сложным процессом, требующим достаточно длительного времени. В обычных условиях большинство институтов складываются в результате закрепления положительной практики и последующего законодательного оформления. Особенность периода постсоциалистической трансформации экономики, характеризуемого масштабным изменением социальных и экономических условий, состоит в необходимости формирования новых институтов, во многом не согласуемых со стереотипами поведения в обществе. В этих условиях со стороны государства необходимы действия законодательного, организационного и финансового характера, обеспечивающие поддержку становления новых институтов. Другими словами: в этот период государству не достаточно просто не мешать, нужно помогать становлению и развитию новых принципов, методов, форм, механизмов организации и функционирования общества и бизнеса, особенно в научно-технической и промышленной сфере, принявшей на себя основную тяжесть трансформации экономики. Любая помощь предполагает принятие конкретного решения. Как показывает опыт, простое копирование того, как это делается на Западе, не дает положительных результатов. Нужны решения нестандартные, необходимые именно для нас и именно сейчас. Для этого необходимо максимальное использование собственного положительного опыта в решении затрагиваемой проблемы, широкое обсуждение принимаемых решений, соблюдение баланса интересов сторон.

Затянувшийся кризис обрабатывающих отраслей экономики диктует необходимость принятия энергичных мер по повышению конкурентоспособности промышленного производства, обеспечению условий его ускоренного развития. Естественно, хочется найти некоторое универсальное, действенное средство, которое позволит эффективно решить большинство проблем. В качестве такого средства в начале проведения реформ назывался “рынок”, который сам все отрегулирует и сам все решит. В настоящее время много говорится об инновационном пути развития как основном рецепте вывода экономике из кризиса. Очевидно, что и “рынок” и “инновационный путь развития” очень важные условия развития промышленного комплекса, но и то, и другое должно быть обеспечено соответствующей институциональной средой, развитие и совершенствование которой на современном этапе является важнейшей государственной задачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: ТЕИС, 1998. С. 105–124.

2. Эксперт. – 2005. – № 7 (454). – 21–27 февр. – С. 4.

3. Пантелеев Е.А. Интеграция промышленности, науки и малого бизнеса // Современная национальная промышленная политика России (региональный аспект) / РСПП. – М., 2004. – Вып. 2. – С. 29–36.

4. Промышленная политика Правительства Москвы на 2004 – 2006 гг. и до 2010 г. Проблемы формирования и реализации. – М.: ДНиПП, 2004.

5. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. – М.: Экономика, 2002.

6. Маршан П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России // Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С. 4–18.

7. Виленский А. О передачи контрольных функций государства объединениям малых предпринимателей // Там же. – 2003. – № 11. – С. 99–109.

8. Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Там же. – С. 88–98.

( (095) 924-98-89

E-mail: panteleev@dnpp.mos.ru