ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 6/2005

Управление в социально-экономических системах

< индекс---содержание № 6---след. статья в № 6--- список  рубрик >

УДК 658.562:681

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н.В. Сизых

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, г. Москва

Рассмотрены различные варианты структуры системы управления процессом профессионального тестирования специалистов.

ВВЕДЕНИЕ

Современные методы профессиональной диагностики специалистов базируются на различных моделях процесса профессионального тестирования (профтестирования), отвечающих различным по структуре системам управления процессом. В общем случае система управления процессом профтестирования включает в свой состав три структурных компонента: систему оценки профессиональных компетенций и связанных с нею психофизиологических и личностных показателей тестируемого P; систему требований к рассматриваемой профессии, которая и определяет применяемый набор методов и моделей профессионально-диагностических исследований, т. е. систему диагностических индикаторов S; и структуру поведения индивидуума R, охарактеризованную показателями деятельности индивидуума в предложенной ему тестовой ситуации, которые и подлежат оценке с помощью набора методов и моделей профессионально-диагностических исследований.

В качестве тестовой ситуации рассматривается система методов и моделей профессионально-диагностических измерений (исследований), представляющая собой систему диагностических индикаторов S; а в качестве структуры поведения индивидуума – система действий (деятельности) R индивидуума в данной профтестовой ситуации. В рамках введённых обозначений можно утверждать, что показатели профессиональной компетентности в зависимости от предъявленной тестовой ситуации оказывают решающее воздействие на поведение индивидуума, т. е. имеет место функциональная связь типа R = P(S).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ структуры системы управления процессом профессиональной диагностики специалистов показал, что наилучшим средством выполнения подобной диагностики можно считать совокупность адаптивных тестовых процедур. Эти процедуры ориентированы на выявление достаточного набора показателей (признаков) базовых компетенций. При этом процесс прогнозирования успешности профессиональной деятельности тестируемых носит вероятностный характер. Предложенная методика успешно применяется в деятельности по профотбору операторов АЭС в условиях нормальной эксплуатации атомных электростанций [2, 3]. Анализ её практического применения подтвердил достаточную корректность приведенных в настоящей работе расчетов показателя эффективности профотбора.

ЛИТЕРАТУРА

      1. Сизых Н.В. Структурные характеристики психодиагностических параметров индивидуально-психологических особенностей для адекватных процессов тестирования // Вестник Харьковского университета. – 2001. – № 539. – С. 126–132.

      2. Разработка и исследование математических моделей диагностики и тренажа операторов АЭС (г. Энергодар): Итоговый отчет / ЗАЭС, № 140-25/87. – Энергодар, 1988. – 37 с.

      3. Пакет программной документации по системе автоматизированных процедур, реализуемых на АРМах психолога, психофизиолога, социолога, врача-эксперта: Заключительный отчет по НИР / ЗАЭС №10/93. – Энергодар, 1994. – 135 с.

É (095) 334-89-69

E-mail: manfoon@ipu.rssi.ru