ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 5/2005

П р о г н о з ы

< индекс---содержание № 5---след. статья в № 5--- список рубрик >

УДК 655.55.681.3

ЭЛЕКТРОННАЯ ГИПЕРКНИГА – НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ НАУКИ И ОБУЧЕНИЯ

В.Л. Эпштейн

Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова, г. Москва

Рассмотрены разновидности электронных книг, их недостатки, преимущества, добавленная потребительская стоимость, востребованность и выгоды для различных категорий пользователей. Введено понятие “электронная гиперкнига”, описаны схема и примеры реинкарнации бумажных книг. Приведены данные зарубежных маркетинговых опросов. Для повышения эффективности процессов производства, распространения, приобретения и использования научных знаний предложено создавать электронные гиперкниги и оперативные проблемно ориентированные библиотеки электронных гиперкниг.

наступающий период лучше всего характеризовать способами использования информации, способами как бы усиления умственной деятельности человека.

В.А. Трапезников [1]

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении 500 лет – с тех пор как в середине XV в. Гутенберг изобрел печать с наборных литер, типографский сплав (гарт) и печатный пресс – знания и информация распространялись посредством произведений печати.

Появление электронных носителей информации, персональных компьютеров и гипертекстовых информационных технологий положило начало новой “постгутенберговской” эпохе, зримые приметы которой электронные книги и электронные научные журналы.

В работах [2, 3] мы рассмотрели вопросы, касающиеся предвидимого будущего научных журналов. Данная статья посвящена электронным книгам.

В 2004 г. в США было продано электронных книг на сумму свыше 2,5 млрд. долл. США. Издательство “National Academies Press”, опубликовавшее 2500 книг одновременно в виде платных бумажных и бесплатных электронных книг, сообщает, что бесплатные электронные книги увеличивают продажу платных бумажных. Ожидается, что к 2010 г. мировое производство электронных изданий в стоимостном выражении достигнет 25 – 30% общего объема издательской продукции. Издательство “MIT Press” сообщает, что бесплатно загружаемые электронные копии издаваемых ими учебников увеличивает продажи бумажных.

В России эта ниша еще не занята…

Это дает шанс передовым ученым и научным институтам поднять свой рейтинг и благосостояние, а предпринимателям создать стратегически перспективный бизнес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Веками авторы были отделены от потребителей книг системой посредников. В эпоху рукописных книг это были писцы, чтецы и библиотекари. В эпоху печатных книг появились типографии, редакции, издательства, книготорговые сети. Возникла целая индустрия книгоиздания, оборот которой в 2000 г. в США превысил 224 млрд. долларов, а расход бумаги 1,7 млн. т. При этом, обратная связь авторов с потребителями их продукции отсутствовала или была крайне слабой. Значение обратной связи для любой производственной системы – а наука, по определению, является системой производства знаний – в комментариях не нуждается.

Суммируя сказанное, трудно не прийти к заключению, что на смену эпохе издания научной и учебной литературы в виде печатных книг должна прийти эпоха электронных гиперкниг, доставляемых по каналам Интернет с быстродействующей обратной связью. И дело здесь не только и не столько в экономических и гносеологических преимуществах (экономии труда и времени), сколько в новых социально-экономических потребностях новой стадии общественного развития, которую называют “информационным обществом” [15], “постиндустриальным обществом” [16], или обществом знания” [16], или обществом, основанным на “экономике знаний” [17], или, наконец, “электронно-цифровым обществом” [11].

Все они, так или иначе, базируются на признании того факта, что информация и знания становятся  главной движущей силой экономического развития и процветания глобальной цивилизации.

Осознание этой тенденции означает, что в ближайшем предвидимом будущем рейтинг и экономическое благополучие каждого ученого, научного института и научного издательства будет все больше зависеть от их способности создавать, рекламировать, использовать и продавать на мировом рынке знаний свою продукцию в виде цифровых изделий – электронных гиперкниг и проблемно ориентированных библиотек электронных гиперкниг.

Конечно, это не дает основания говорить о полном вытеснении бумажных книг электронными, но и не учитывать мощное давление новых социально-экономических факторов в пользу электронизации научной, учебной и справочной литературы, по меньшей мере, недальновидно.

В рыночной экономике, основанной на знаниях, выигрывает тот, кто, опережая других, улавливает новые тенденции и осуществляет адекватные инновации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. – М.: Наука, 1983.

2. Эпщтейн В.Л. Предвидимое будущее научных журналов // Проблемы управления. – 2004. – № 1. – С. 2–15.

3. Эпщтейн В.Л. Как увеличить подписку и прибыльность научного журнала: информационно-поисковый сборник аннотаций // Там же. – 2004. – 4. – С. 88–92.

4. Тараканова О.Л. и др. История книги // http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/index.htm

5. Большая Российская энциклопедия. – М., 2001.

6. Большая Советская энциклопедия. – 1973. – Т. 12. – С. 335.

7. Bush V. As we may think // Atlantic Monthly. – 1945. http://www.ps.uni-sb.de/~duchier/pub/vbush/vbush.shtml

8. Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001.

9. Кузнецов Н.А. Информационное взаимодействие в технических и живых системах. Информационные процессы. – 2001. – Т. 1. – С. 5.

10. Эпштейн В.Л. Антропоцентрическое информационное взаимодействие (вопросы терминологии) // Проблемы управления. – 2003. – № 1. – С. 28–33.

11. Дон Тепскот. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с анг. под ред. С. Писарева. – Киев: INT Пресс; М.: Релф бук, 1999.

12. Garret L.N., Smith K.E. and Meyrowitz N. Intermedia: issues, strategies and tactics in the design of a hypermedia document system // Proc. of 1st Conf. Computer-Supported Co-operative Work. Austin. Tx. 3-5. – Dec. 1986.

13. Lawrence W. On line or invisible? http://www.neci.com/~ lawrence/papers/online-nature01/

14. Hoover С. Los Alamos National Laboratory Research Library. http://www.sla.org/division/dst/cancellation_of_print_journals_a.htm

15. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1988, с. 330.

16. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Аcademia, 1999.

17. Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского союза // http://www.cultivate.ru/mag/issue1/B.Smith_1

( (095) 334-89-80

E-mail: epstein@ipu.ru