< индекс---содержание № 5---след. статья в № 5---след. в рубрике >
УДК 001.8+007.5
СЦЕНАРИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
(на примере Союза Сербии и Черногории)
В.В. Кульба(1), Д.А. Кононов(1), И.В. Чернов(1), С.С. Янич(2)
(1)
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва;(2)
Университет г. Новый Сад, СербияПредставлены результаты применения нового актуального научного направления исследований — сценарного проектирования сложных систем. Рассмотрены исходные предпосылки моделирования, модель поведения социально-экономической системы и факторы, обусловливающие изменение ее состояний. Приведены результирующие сценарии синергетического поведения, а также прямого и аттрактивного управления Союзом Сербии и Черногории на перспективу 10 – 15 лет. Указаны необходимые этапы осуществления социально-экономических преобразований для эффективного достижения поставленных целей.
Процесс преобразования социально-экономических систем (СЭС) и условий их развития в целях совершенствования функционирования хозяйственного механизма как основного инструмента улучшения качества жизни общества связан со значительными трудностями. Во многом они определяются необходимостью проведения крупномасштабных, в том числе структурных изменений в ведущих отраслях промышленности, реконструкции и модернизации производственных процессов, перехода на новые технологии и отношения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в высокотехнологичной и качественной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, важную роль играют социальные, этнические, политические факторы, международная обстановка.
Анализ характера динамических процессов, возникающих в СЭС под действием возмущений различной природы, является важным звеном формальных процедур для решения широкого класса задач управления в социально-экономических системах. При исследовании СЭС возникает необходимость моделирования слабо структурированных и не структурированных проблем, для которых типичен низкий уровень точности исходных данных и качественный характер описания постулируемых зависимостей, что делает малоэффективным стремление к получению строгих количественных решений на основе точных аналитических моделей.
В этих условиях повышается роль методов анализа, результаты которого позволяют судить о наиболее вероятных и целесообразных направлениях развития динамических процессов, их устойчивости и других, желательных и нежелательных, свойствах для оперирующей стороны по информации о структурных особенностях исследуемой системы.
Анализ показывает, что в результате реализации предложенного Плана стратегических преобразований наступает достаточно длительный этап стабильного развития СЭС Сербии и Черногории.
Благодаря поэтапной выработке и осуществлению описанных стратегических управляющих воздействий СЭС Сербии и Черногории может вступить в фазу стабильного экономического, политического и социального развития. Однако в дальнейшем в процессе развития страны непременно возникнут новые факторы, которые не были отражены в исходных предпосылках модели. Это потребует выработки новых стратегических решений, которые могут быть сформированы на основе предложенной сценарной модели.
Анализ результатов формирования сценариев развития СЭС Сербии и Черногории позволяет сделать следующие выводы.
· При сделанных предпосылках не существует синергетического сценария развития Сербии и Черногории, обеспечивающего благоприятное развитие её СЭС.
· Не существует аттрактивного сценария развития СЭС, обеспечивающего бескризисное, стабильное ее развитие без политических, экономических и административных управляющих воздействий со стороны государства. Отсутствие таких воздействий рано или поздно приводит к кризисным явлениям и дестабилизации.
· За конечное и, как правило, достаточно малое число промежуточных этапов преобразований, осуществляемых с помощью методов государственного воздействия, СЭС из кризисного состояния может быть переведена в состояние бескризисного стабильного развития.
· Приведенные положения обусловливают необходимость непрерывного государственного мониторинга основных характеристик СЭС, накопления необходимых ресурсов и выработки соответствующих стратегических управляющих воздействий. В настоящее время отсутствует служба мониторинга, которая была бы независимой от местных властей и ведомств и интегрировала бы информацию о состоянии важнейших объектов страны, которая поставлялась бы по принадлежности органам власти различных уровней, прежде всего органам власти высшего звена для использования ее при принятии необходимых стратегических решений.
· В настоящее время, когда темпы жизни и производства возросли, возросла в условиях рынка социальная база криминала, сокрытия доходов, угрожающего расхищения природных ресурсов, незаконных потоков товаров и финансов, получение объективной и актуальной информации для высших звеньев власти крайне необходимо. Ускорить получение такой информации можно на основе автоматизации всех звеньев информационного тракта, тем более, что имеющаяся научно-техническая база уже подготовлена.
· Всесторонняя и интегрированная информация на всех уровнях управления позволит не только оценивать состояние дел в прошедшем и настоящем, но и устанавливать закономерности и тенденции развития страны. Естественно, что на уровне министерств и ведомств наибольшая потребность возникает в такой информации, на основе которой можно моделировать, делать выводы и принимать решения по вопросам обеспечения экономической безопасности государства, а также обеспечения социально-экономического благополучия граждан и развития экономики.
1. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Шубин А.Н. – М.: СИНТЕГ, 2004. – 296 с.
2. Кононов Д.А., Кульба В.В., Шубин А.Н. Информационное управление в социально-экономических системах: элементы управления и способы информационного воздействия // Проблемы управления. – 2004. – № 3. – С. 25–33.
3. Кононов Д.А., Чернов И.В., Янич С.
Моделирование-генерация сценариев развития социально-экономических систем // Проблемы управления безопасностью сложных систем. Тр. XI междунар. конф. – М., 2003. – Ч. I. – С. 136–139.4. Робертс Ф.С.
Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. – М.: Наука, 1986.5. Janich S.S. Problems of analysis and prognosis of development of Serbia and Montenegro // Материалы междунар. науч.-практ. конф. “Теория активных систем”. – М., 2003.
6. Янич С.С.
Проблема обеспечения безопасного развития социально-экономической системы Сербии и Черногории // Материалы междунар. науч. конф. “Проблемы регионального и муниципального управления”. – М., 2003.7.
Янич С.С. Обеспечение развития социально-экономической системы на примере Сербии и Черногории // Материалы науч.-практ. конф. “Современные сложные системы управления” (СССУ/HTCS 2003). – Воронеж, 2003.( (095) 334-89-59
E-mail: kulba@ipu.ru